Водитель самосвала Белаз вахта золоторудном карьере
Описание
1
2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Средняя общеобразовательная школа № 39″
Дополнительная обще образовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный мир театра»
Возраст детей: 7 до 16 лет
Срок реализации: 3 года
Программу составил:
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Варлакова Олеся Васильевна
Город Троицк
Челябинская область, 2016
Согласовано:
Педагогическим советом
От «___»____________20 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 39
О.В.Рогель ___________
3
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………………3
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы……………..3
1.2.Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы……...4
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы……………......4
1.4. Отличительные особенности программы………………………………………5
1.5. Обучающиеся по программе…………………………………………………….6
1.6. Сроки реализации программы……………………………………………… ….6
1.7. Формы и методы обучения……………………………………………………...7
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…….8
1.9. Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы………………… …………………………………….11
2. Учебно -тематический план дополнительной образовательной программы….11
2.1. Учебно -тематический план I года обучения ……………...……………….12
2.2. Содержание I года обучения …………… ……………... ……………………13
2.3. Учебно – тематический план II го да обучения ……………………………...15
2.4. Содержание I I года обучения …………… …………………………………...16
2.5.Учебно – тематический план III года обучения ……………………………...18
2.6. Содержание I II года обучения …………….…………………………………..19
3. Методическое обеспечение программы………………………………………...21
4. Материально -техническое обеспечение программы…………………………...23
5. Список литературы……………………………………………………………….24
6. Приложение…………………………………………………………………….25
4
Пояснительная записка
Личность современного ребенка складыв ается в атмосфере творческого
созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование
театрального творчества школьников. Ведение кружка ― Волшебный мир театра ‖
способно эффективно повлиять на воспитательно -образовательный процесс, т.к.
происход ит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников
и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера –
творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный,
трудовой опыт и развивает его.
Театральное творч ество не только активизирует интерес школьника к
искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение,
память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психоло гическую
атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с
другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание
театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в
присущую им стихию игры, развив ают психологические структуры (внимание,
мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей
качества интересного и веселого труда. На занятиях юные артисты работают
над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой
интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического ри сунка,
находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия
художественного образа . Занятия кружка способствуют раскрытию и
активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка.
Этой задаче раскрытия ―Я‖ личности учащегося служат игровые
исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и
каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим
пониманием и выдумкой.
При отработке сценического движения большое внимание уделяется
пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с
основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр,
постановки мини -спектаклей.
Программа кружка «Волшебный мир театра» предназначена для учащихся
4-8 классов, на занятия отводится 2 часа в неделю.
1.1.Направленность дополнительной образовательной программы.
Предлагаемая программа имеет художественно -эстетическую
направленность, кот орая является важным направлением в развитии и
воспитании обучающихся, способствует развитию художественных
способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого
подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки
личности к в оссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Являясь
5
наиболее доступным для детей, театральное творчество обладает необходимой
эмоциональностью, привлекательностью.
Программа является модифицированной, по уровню усвоения –
общекультурной, по форме организации содержания и процесса педагогической
деятельности модульной.
В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся,
теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в
зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания уст ойчивого внимания и
активизации обучающих в ходе объяснения теоретического материала
необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных
пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом
обучающихся.
1.2. Актуальность , новизна, педагогическая целесообразность
программы
Главное стремление и актуальность программы запечатлеть в юной душе
добро, гармонию, красоту.
Необходимость приобщения детей к творческо -эмоциональному процессу
возникает ещѐ с раннего возраста и, поступая, в общеобразовательное
учреждение в стадии начального обучения они активно участвуют, во
внеклассной работе театрального плана, благодаря нас ыщенности праздничных
мероприятий. Но в старшем возрасте в силу изменившихся подходов к детям
определѐнного возраста и самих детей, меняется и отношение к творческому
процессу. Большая часть ребят всѐ -таки остаѐтся незадействованной в
творческой жизни, н о это не значит, что они не хотели бы заниматься
творчеством.
И данная программа на фоне единого образовательного пространства это
реальная возможность воплощения идей ребѐнка в сфере искусства, так как
театральная деятельность это не только орга низация содержательного
свободного времени, а и в тоже время развитие творческих способностей.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной
программы : тематика занятий строится по принципу от простого к сложному и
с учетом интересов обучающихся , возможности их самовыражения. В ходе
усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития
специальных умений и навыков самостоятельности, умение работа ть в
коллективе. Программа позволяет обучающимся использовать сразу сложную
композицию, менее подготовленным обучающимся предлагается вариант
произведения проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы
сохраняется. Это дает возможность предостеречь р ебенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить.
В результате реализации программы, обучающиеся могут использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни, что значительно облегчит их адаптацию в с оциум при окончании школы.
Тесно взаимодействуя и занимаясь коллективной творческой деятельностью,
6
формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие.
Программа разработана в соответствии с требованиями личностно -
деятельностного подхода к полу ченным знаниям, умениям, навыкам.
1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.
Основные цели занятий «Волшебный мир театра» следующие:
- приобщение учащихся к театральному искусству;
- обогащение духовных потребностей ребенка;
- развитие его творческой активности.
Основные задачи :
- пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
- освоить необходимые навыки актерской техники;
-развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой
эмоциональный отклик;
- развить природные детские способности учащихся: фантазию, воображение,
внимание, контактность.
Использование новых педагогических технологий позволит сформировать базу
для применения наиболее оп тимальных вариантов их в работе:
– технология творческой деятельности;
– групповая технология;
1.4. Отличительные особенности программы
Данная программа на фоне единого образовательного пространства это
реальная возможность воплощения идей ребѐнка в сфере искусства и в тоже
время развитие творческих способностей.
Не сопоставима программа так же с программой музыкального
специального обучения театральной деятельности в школе искусств,
так как в отличие от не е, моя программа содержит основные познания в стиле
свободной театральной техники и навыков исполнения.
Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков
являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и
пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты,
упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку
голоса (тональность, громкос ть, эмоциональность), создание мини - сценариев
на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура,
актѐрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся
реализовать себя.
1.5. Обучающиеся по программе
Особенность набора детей – это, прежде всего дети отличающиеся
эмоциональной и творческой отзывчивостью, обладающие желанием играть на
сцене. Возраст детей, на который рассчитана программа -- 7 – 16 лет.
Количество обучающихся:
7
1-ая группа (1 -ый год обучения ) -15 человек.
2-ая группа(2 -ой год обучения) -12 человек.
3-ая группа(3 -ой год обучения) -12 человек.
Основной состав объединения: разновозрастной
Состав группы: постоянный.
1.6. Сроки реализации программы (продолжительность
образовательного процесса, эт апы).
Программа реализуется в течени е учебного года.
Форма организации занятий — групповая и со всем составом.
Режим занятий:
1-ая группа (первый год обучения) – 2 раза в неделю по 2 часа; в год – 136 ч.
2-ая группа (второй год обучения) – 2 раза в неделю по 2 часа; в год – 136 ч.
3-ая группа (третий год обучения) – 2 раза в неделю по 2 часа; в год – 136 ч.
Всего в год – 40 8 ч.
Программа рассчитана на 3 года.
Место проведения: на базе МБОУ СОШ № 39.
Организация деятельности кружкового направления позволяет создать
атмосферу сотрудничества и увлеченности совместной творческой
деятельностью обучающихся и педагога:
• деятельность организована на добров ольных началах;
• дети занимаются в свободное и удобное для них время;
• атмосфера организации деятельности носит неформальный, комфортный
характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
• учитываются возрастные психологические закономерности;
• доступность программного материала и его вариативность.
1.7.Формы и методы обучения
Технологии:
личностно -ориентированного и развивающего обучения;
дифференцированного обучения;
культурно -образовательного события.
Методы обучения:
Слов есные (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, дискуссия).
Наглядные (метод иллюстрации – показ репродукций, плакатов, схем,
технологических карт, метод демонстрации).
Практические (репродуктивные – выполнение заданий по образцам;
репродуктивно -поиск овые – с элементами нестандартных приемов).
Формы работы с обучающимися:
индивидуализированная (учащиеся выполняют задания соответствующие их
учебным возможностям);
индивидуализированно -групповая (педагог работает с 1 -им, 2 –мя
учащимися, в это время остальные учащиеся работают по общему заданию).
8
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального
подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее
полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка,
форми рование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему
ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие
способности.
Главный критерий отбора методов обучения по программе «Волшебный
мир театра» - это соответствие принципам об разовательного процесса, в том
числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и
задачам обучения, доступности для детей, развития их заинтересованности в
занятиях творческим трудом.
Методика обучения также основана на принципах природ осообразности
(образовательный процесс строится для ребенка с учетом его
психофизиологических качеств), гуманизации (формирование системы
ценностей духовного развития).
В процессе занятий в рамках программы все формы и методы
взаимообусловлены и применяютс я в комплексе. Вместе с такими методами,
как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно -
иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов,
фотографий, схем.
Методика проведения занятий
(Три основных этапа)
1 эта п (создание мотивации):
- сообщение темы и цели занятия;
- подготовка к восприятию нового материала (теоретические вопросы);
- ознакомление с произведением, которое предстоит исполнить, его
характеристиками;
- изучение возможных способов исполнения;
- рабо та со сценарием.
2 этап – отработка театрального исполнения (практический).
3 этап – контрольный.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их
результативности
Данная программа ориентирована на формирование и развитие
следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
готовность к саморазвитию и к самообразованию;
потребность в самовыражении;
формирование ответственного отношения к учению и уважительное
отношение к труду;
развития опыта участия в социально значимом труде;
уважительное отношение к иному мнению;
оптимизм в восприятии мира;
9
позитивная моральная самооценка.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание, включая постановку новых целей;
умение определять проблемные ситуации ;
умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
умение составлять план работы;
умение планировать пути достижения целей, поиска информации;
адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и
вносить необходимые корре ктивы;
умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять
контроль.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение устанавливать причинно -следственные связи;
умение строить логическое рассуждение;
умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи;
умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
умение создавать и преобразовывать информацию для решен ия задач;
умение представлять, информацию до других.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и
функции воспитанников;
учит ывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех
участников при выработке общего решения;
умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
умение сравнивать разные точки зрения;
овладение устной и письменной речью, специфической для данной
образовательной программы;
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необ ходимую взаимопомощь.
Данная программа имеет три ступени обучения, следовательно, и три
уровня образовательных результатов.
Первый год обучения:
наличие интереса к театральному искусству; стремление к
самовыражению ( выразительное чтение , участие в импровизациях,
участие в татрально -драматических постановках);
10
проявление навыков театральной деятельности ;
уметь не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер произведения ;
Второй год обучения:
наличие повыш енного интереса к театральному искусству и
произведениям, самовыражение ;
увеличение сценических выступлений ;
усложнение репертуара, исполнение более сложных произведений ;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые
произведения, повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
наличие устойчивого интереса к театральному искусству и
произведениям, творческое самовыражение ;
увеличение, на уровне профессионального количества , сценических
выступлений;
исполнение сложного по требованиям третьего года обучения репертуара,
исполнение сложных произведений ;
обязательное участие в различного уровня конкурсах и концертах, умение
чувствовать исполняемые произведения, показывать сценическое
мастерство.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчинѐнной основной цели
всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого
ребѐнка, является раскрытие и развитие потенциальных творческих
способностей заложенных в ребѐнке.
1.9. Формы контроля и подведен ия итогов реализации дополнительной
образовательной программы
Результативность отслеживается в течении года промежуточной
аттестацией. Формой проверки знаний и умений является: концерт, контрольное
занятие, упражнение, индивидуальное выполнение работы по карточкам,
тематические задания на импровизацию.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговый концерт,
открытые занятия, участие в фестивале театрального искусства и школьных
концертах, тематические вечера.
При реализации программы предполагается организация и п роведение
различных массовых и досуговых мероприятий.
11
2. Учебно -тематический план дополнительной образовательной программы
2. 1. Учебно -тематический план I года обучения
№
занятия
Названия тем и разделов
Количество
Часов
Форма
контроля
Всего Теория Практи
ка
1 Вводное занятие. Диагностика 1 1 -
2 Раздел 1 .Развитие речи 13 3 10
3 Раздел 2 . Вхождение в образ 13 3 10 Творческий
зачет
4 Раздел 3 . Развитие сценических
навыков и умений
13 3 10 Творческий
зачет
5 Раздел 4 . Творческие отчѐты.
Участие в постановке спектаклей.
24 6 18 Творческий
зачет
6 Заключительное занятие 4 - 4 Отчетный
концерт
Итого 68 28 40
12
2.2.Содержание I года обучения
Вводное занятие . Театр как форма развития речи. История возникновения
театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов,
образец истины" (Сервантес). Актѐр - властелин сцены. Аудио, видео
фрагменты.
Ра здел 1 . Развитие речи. Сила слова: рассказ о монологе . Многообразие
стилистики сценического монолога : монолог -исповедь, монолог -мечта,
монолог -признание, монолог -вызов, монолог -осуждение, монолог -раскаяние,
монолог -призыв, монолог -клевета, монолог -размышле ние наедине с самим
собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений,
переживаний. Искусство диалога . Реплика - как источник обогащения
разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа.
Место реплики в худож ественном строе театрального представления.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию.
Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Раздел 2. Вхождение в образ . Неизвестная строка пьесы ( Ремарка : суть, смысл,
назначение). Бол ьшое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль -
огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной
роли). Эстетика пространства (Мизансцена . Мизансцена как средство наиболее
полного раскрытия образного содержания драматическо го произведения, способ
достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык
раскрытия характера персонажа ). Слушать - это тоже действие. (Слушание, как
действие актѐра). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда?
почему? Упражне ния на развития органов чувств. Упражнения на пять
вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы
сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение
взаимоотношения персонажей.
Раздел 3. Развитие сценических навыков и умени й. Работа над голосом.
Работа над телом. Физическая экспрессивность . Концентрация. Работа в
ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссѐру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и
тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле.
Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с
перспективой на продолжение курса.
Раздел 4. Творческие отчѐты. Участие в постановке спектаклей. Отбор
материала.
Тематическая корректировка сценариев. Компиляция драматического
материала.
13
Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей.
Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций.
Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения
персонажей. Композиция и группировка актѐров на сцене. Значение времени
(хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание,
упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать
ритм, соблюдать свою очередь.
Заключительное занятие. Премьера спектакля. Анализ.
14
2.3. Учебно – тематический план II года обучения
№
занятия
Названия тем и разделов
Количество
Часов
Форма
контроля
Всего Теория Практи
ка
1 Вводное занятие. Диагностика 1 1 -
2 Раздел 1. Игровая театральная
педагогика
13 3 10 Творческий
зачет
3 Раздел2. Об основах актерского
мастерства
13 3 10 Творческий
зачет
4 Раздел 3. Театральная
деятельность
13 3 10 Творческий
зачет
5 Раздел 4 . Творческие отчѐты.
Участие в постановке спектаклей.
24 6 18 Творческий
зачет
6 Заключительное занятие 4 - 4 Отчетный
концерт
Итого 68 28 40
15
2.4. Содержание I I года обучения
Вводное занятие . Театр как форма развития речи. История возникновения
театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов,
образец истины" (Сервантес). Актѐр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты.
Ознакомительная беседа о театральном искусстве . Инструктаж по техни ке
безопасности на занятиях .
Раздел 1. Игровая театральная педагогика.
Игра «Импровизированный спектакль ».
Сценка ―На вокзале‖.
Упражнение ―Отношение‖.
Сценка ―Пресс -конференция‖.
Этюд ―На вещевом рынке‖.
Раздел 2. Об основах актерского мастерства.
Упражнения психофизического тренинга:
- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно -
двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого з вена в
отдельности;
- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с
разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в
целом.
- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин,
бассейн, кос мический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя,
наделяя характером неодушевлѐнные предметы (чайник, дерево, хрустальная
ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
Упражнения на релаксацию
О диночные этюды по темам:
- этюды на эмоции, на движение, на контрасты
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
актѐрская оценка – это способность откорректировать своѐ поведение по
отношению к предмету, партнѐру, событию.
сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором
участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие
органического действия. Для тренировки этого важного в актѐрской работе
процесса существует множество различных упражнений, помогающих
воспита нникам научиться удерживать своѐ внимание в непрерывно активной
фазе в процессе сценического действия.
Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актѐра).
Сценическая речь.
Правила гигиены голоса
Способы закаливания голоса
16
Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов
Тренировка мышц дыхательного аппарата:
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц )
- дыхательный тренинг.
Работа над скороговорками : разучивание простых скороговорок с постепенным
увеличение темпа («От топота копыт», «Король -орѐл», «Бык тупогуб», «Шла
Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий
срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри тво рожок» и т.д.)
Постановочная работа.
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций,
которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы.
Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен
проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности
воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот
первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже
утверждѐнным коллективным решением материалом. Тем проще учащ имся будет
«присвоить» его себе.
Раздел 3. Театральная деятельность. Сила слова: рассказ о монологе .
Многообразие стилистики сценического монолога : монолог -исповедь, монолог -
мечта, монолог -признание, монолог -вызов, монолог -осуждение, монолог -
раскаяние, м онолог -призыв, монолог -клевета, монолог -размышление наедине с
самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей,
побуждений, переживаний. Искусство диалога . Реплика - как источник
обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отра жение
характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального
представления.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию.
Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы ( Ремарка : суть, смысл,
назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль -
огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной
роли). Эстетика пространства (Мизансцена . Мизансцена как средство наиболее
полного раскр ытия образного содержания драматического произведения, способ
достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык
раскрытия характера персонажа ). Пять основополагающих вопросов: кто? что?
где? когда? почему?
Упражнения на развития органо в чувств. Упражнения на пять вопросов.
Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического
17
движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения
персонажей.
Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа н ад
телом. Физическая экспрессивность . Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие.
Умение подчиняться режиссѐру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и
тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле.
Развити е способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с
перспективой на продолжение курса.
Участие в постановке. Отбор материала.
Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара.
Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные
принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над
персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка
актѐров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические
паузы. Свет, костюмы, декорации.
Допол нительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание,
упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать
ритм, соблюдать свою очередь.
Заключительное занятие. Инсценировка . Анализ.
18
2.5.Учебно – тематический план III года обучения
№
занятия
Названия тем и разделов
Количество
Часов
Форма
контроля
Всего Теория Практи
ка
1 Вводное занятие. Диагностика 2 1 1
Раздел 1. Развитие сценических
знаний и умений
16 4 12
2-9 Театральная игра 4 1 3 Творческий
зачет
10 -17 Культура и техника речи 5 2 3 Творческий
зачет
18 -25 Дикция и артикуляция 3 1 2 Творческий
зачет
26 -34 Ритмопластика 2 1 1 Творческий
зачет
35 -43 Основы театральной культуры 2 1 1 Контрольное
занятие
Раздел 2. Театральная
деятельност ь
50 11 39
44 -50 Работа над спектаклем 14 5 11 Творческий
зачет
51 -56 Показ спектакля 12 4 8 Творческий
зачет
57 -63 Анализ инсценировки 14 2 12 Творческий
зачет
64 -68 Отчетный концерт 8 - 8 Творческий
зачет
Итого 68 28 40
19
2.6. Содержание I II года
Раздел 1. Развитие сценических знаний и умений
Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность .
Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссѐру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голос а и
тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле.
Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой
на продолжение курса.
Раздел 2. Театральная деятельность. Сила слова: рассказ о монологе .
Многообразие с тилистики сценического монолога : монолог -исповедь, монолог -
мечта, монолог -признание, монолог -вызов, монолог -осуждение, монолог -
раскаяние, монолог -призыв, монолог -клевета, монолог -размышление наедине с
самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, д ум, мыслей,
побуждений, переживаний. Искусство диалога . Реплика - как источник
обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера
персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.
Дополнительные упражнени я, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию.
Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы ( Ремарка : суть, смысл, назначение).
Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное
значение. Эпи зодическая роль как неотделимое дополнение главной роли).
Эстетика пространства (Мизансцена . Мизансцена как средство наиболее полного
раскрытия образного содержания драматического произведения, способ
достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык
раскрытия характера персонажа ). Пять основополагающих вопросов: кто? что?
где? когда? почему?
Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов.
Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического
движения. У правление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения
персонажей.
Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом.
Физическая экспрессивность . Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение
подчиняться режиссѐру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и
тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле.
Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой
на продолжение курса.
Участие в постановке . Отбор материала.
20
Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара.
Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные
принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над
персонажами. Чувства и ощущения персо нажей. Композиция и группировка
актѐров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические
паузы. Свет, костюмы, декорации.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения
на разогрев. Изучение направления движения . Как поддерживать ритм, соблюдать
свою очередь.
Заключительное занятие. Инсценировка . Анализ.
21
1. Методическое обеспечение программы
1 год обучения
Название
Раздела
Формы
занятий
Методы,
приѐмы
Дидакти -
ческий
материал
Техничес -
кое
оснащение
Формы
подведения
итогов
Развитие
сценических
умений и
навыков
Комбиниро
ванное
занятие;
занятие -
встреча;
практичес -
кое занятие.
Метод
сравнения
индуктив -
ный;
беседа;
рассказ;
практи -
ческий
метод.
Схемы;
таблицы;
самоучи -
тель/учеб -
ник/.
Проецирующее
оборудование
Контрольное
занятие;
занятие -
концерт;
устный опрос.
Театральная
деятельность
Комбиниро
ванное
занятие;
занятие -
встреча;
практичес -
кое занятие.
Метод
сравнения
индуктив -
ный;
беседа;
рассказ;
практи -
ческий.
Схемы;
таблицы;
самоучи -
тель/учеб -
ник/.
Проецирующее
оборудование
Контрольное
занятие;
занятие -
концерт;
устный опрос.
2 год обучения
Название
раздела
Формы
занятий
Методы,
приѐмы
Дидакти -
ческий
материал
Техничес -
кое
оснащение
Формы
подведения
итогов
Игровая
театральная
педагогика
Комбиниро
ванное
занятие;
практичес -
кое занятие.
Демонст -
рация;
метод
сравне -
ния;
индуктивн
ый;
рассказ;
беседа;
практи -
ческий
Схемы;
таблицы;
самоучи -
тель
/учебник/.
Аудио
магнитофон;
Проецирующее
оборудование
Контрольное
занятие;
занятие -
концерт;
творческий
зачѐт.
22
метод.
Театральная
деятельность
Комбиниро
ванное
занятие;
занятие -
встреча;
практичес -
кое занятие.
Метод
сравнения
индуктив -
ный;
беседа;
рассказ;
практи -
ческий.
Схемы;
таблицы;
самоучи -
тель/учеб -
ник/.
Проецирующее
оборудование
Контрольное
занятие;
занятие -
концерт;
устный опрос.
3 год обучения
Название
раздела
Формы
занятий
Методы,
приѐмы
Дидакти -
ческий
материал
Техничес -
кое
оснащение
Формы
подведения
итогов
Развитие
сценически
х умений и
навыков
Комбиниро
ванное
занятие;
занятие -
встреча;
практичес -
кое занятие.
Метод
сравнения
индуктив -
ный;
беседа;
рассказ;
практи -
ческий
метод.
Схемы;
таблицы;
самоучи -
тель/учеб -
ник/.
Проецирующее
оборудование
Контрольное
занятие;
занятие -
концерт;
устный опрос.
Театральна
я
деятельност
ь
Комбиниро
ванное
занятие;
занятие -
встреча;
практичес -
кое занятие.
Метод
сравнения
индуктив -
ный;
беседа;
рассказ;
практи -
ческий.
Схемы;
таблицы;
самоучи -
тель/учеб -
ник/.
Проецирующее
оборудование
Контрольное
зан
21 декабря, 2016
Елена
Город
Чита
Возраст
59 лет (24 декабря 1964)
6 августа, 2016
Виктория
Город
Чита
Возраст
30 лет (11 мая 1994)
24 августа, 2016
Александр
Город
Чита
Возраст
54 года (24 ноября 2024)